Открытый урок литературного чтения по теме: Н.Н. Носов. «Огурцы»
Открытый урок литературного чтения по теме: Н.Н. Носов. «Огурцы»
Цели:
- познакомить с новым произведением Н.Носова;
- развивать речь и творческие способности учащихся;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- формировать нравственные качества.
Оборудование: презентация , учебник, карточки с заданием для работы в группах
ХОД УРОКА.
- Организационный момент
- Повторение изученного
- Давайте вспомним басню И.А.Крылова «Лебедь рак и щука»
- В чем их ошибка? Почему? Как они действуют?
III. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Н.Н.Носова. Как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку: Но в начале я хочу рассказать вам о писателе Н.Носове( слайд 3,4,5,6,7,8,9,10)
(слайд 12-13)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?…(Огурцы)
– Правильно, так и будет называться наше произведение.
На доску прикрепляется карточка с названием произведения и картинки к нему.
Цели сегодняшнего урока
- познакомимся с новым произведением Н.Носова;
- будем развивать речь и творческие способности учащихся;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- формировать нравственные качества.
– А как вы думаете, о чём будет это произведение?
Высказывания детей; учитель направляет ответы учащихся, обращая их внимание на название изучаемого раздела.
) Знакомство с текстом
Ааудио-рассказ Н.Носов «Огурцы») до слов “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше?
Высказывания детей.
Чтение второй части учеником до слов “Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице”.
– Предположите, как может поступить Котька?
Высказывания детей.
Чтение произведения учащимися до конца небольшими фрагментами.
в) Работа по содержанию
– Какие чувства вызвал у вас рассказ?
– Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?
– За что мы осуждаем Павлика?
– Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему?
Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесётся к его поступку?
– Правильно ли поступила мама?
– Какою была мама? (строгой, справедливой, доброй, настойчивой)
– В чём проявилась любовь матери к Котьке?
– Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы обратно, а не выбросить их?
– Каким был дедушка-сторож?
– В чём проявились строгость и доброта дедушки?
– Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину? Найдите и прочитайте.
Г) Работа с пословицами (слайд 23)
Работа в группах
Учащиеся выбирают карточку с заданием вывешенную на доске
( презентация работ учащихся)
1-группа ( инсценировка отрывка рассказа)
2-группа ( характеристика героев рассказа Н.Носова «Огурцы» )
- Итог урока ( Рефлексия)
– Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
Составление схемы. На доску по-очереди прикрепляются карточки огурцы со словами:
- РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
- ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
- СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)
- ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)
- Домашнее задание
Пересказ рассказа Н.Носов «Огурцы»
ТЕМА: «Род имен существительных»
ЦЕЛИ: РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.
ЗАДАЧИ: Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.
ТИП УРОКА: урок совершенствования и углубления знаний.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.
ХОД УРОКА.
- Орг. Момент.
— Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. (СЛАЙД1)
— Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.
2.Проверка домашнего задания.
-Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
— Откройте тетради, запишите число, классная работа. (СЛАЙД 2)
3.Актуализация опорных знаний.
-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: (СЛАЙД3)
-Существительное-это…
-Существительное бывает…
-Существительные изменяются по…
-Существительное в предложении может быть…
(ответы детей)
4.Орфографическая пятиминутка. (СЛАЙД 4, )
Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их. (СЛАЙД 5)
Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.
-Проверим работу. (СЛАЙД 6).
-Объясняем выбор той или иной орфограммы.
— Кто не согласен с ответом?
— Какие правила необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?
5.Сообщение темы урока.
Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
— Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
— Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока. (СЛАЙД 7)
— Запишите тему в тетрадь – «Род имён существительных»
— Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.
— Как определить род? Можем посмотреть на окончание существительных (СЛАЙД 8)
Какие слова — помощники применяем, определяя род? (он мой, она моя, оно моё) (СЛАЙД 9)
Вывод: (СЛАЙД 10-11)
Имена существительные имеет род. Но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трёх родов:
мужскому, женскому и среднему. Категория рода-это постоянный признак.
-Но есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.
Запомните: (СЛАЙД 12)
мужской род — тюль, лебедь, шампунь, толь;
женский род — мозоль, вуаль, бандероль;
средний род — какао, повидло.
-А как вы будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в единственное число).
— А как же определить род существительных, которые имеют форму только множественного числа? (сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки)
Внимание! У существительных, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.(СЛАЙД 13)
6.Работа в группах (СЛАЙД 14)
-На столе карточки. Ваша задача — вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.
Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.
—Проверим работу.
7.Закрепление материала.
Работа по учебнику. (СЛАЙД 16)
Упр.502-устно
— проверим выполненное задание.
упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прошедшем времени).
9.Итог урока.
— Подведем итог урока. (СЛАЙД 17)
— Чему учились на уроке? –
— Какие слова помогали определять род существительных?
-Вы хорошо поработали, я вами довольна. Молодцы.
10.Домашнее задание: §92, упр.507 (СЛАЙД 18)
Спасибо за работу.(СЛАЙД 19)
Комментарии